Порядок подготовки лодки к зимнему хранению

Подходит к завершению сезон жидкой воды — самое время заняться подготовкой моторной лодки или катера к зимнему хранению. Чтобы избежать проблем следующим летом, потребуется консервация и генеральная уборка. Регламентные работы не ограничиваются сменой масла в двигателе — необходимо уделить внимание корпусу, вспомогательным системам, салону и предметам для водных развлечений.

Порядок подготовки лодки к зимнему хранению

сезонное обслуживание катеров

Начинать сезонное обслуживание следует из дальних уголков, переходя от «грязных» работ к наведению чистоты. Если вы не располагаете местом, свободным временем или навыками — отвезите лодку в сервис, либо пригласите специалистов к себе в эллинг. Но даже в этом случае материал статьи поможет вам правильно принять работы и проверить качество их выполнения.

 

Обслуживаем силовую установку

Большинство действий по силам выполнить человеку, имевшему в пользовании отечественный автомобиль или садовую технику. Перед подъёмом катера с воды оценим работу моторов. Не должно быть посторонних шумов и утечек жидкостей. Наличие в «отработке» металлических частиц или эмульсии — повод задуматься о предстоящем ремонте механизма.

  1. Опресняем систему охлаждения, продуваем от остатков воды, проливаем антифризом. При необходимости меняем «тосол» в двухконтурной компоновке.
  2. Моем снаружи ПЛМ или колонки от накипи и солей — используем специальные средства, или бытовой «Силит от накипи».
  3. Заменим масло и фильтры в двигателях. Применяем оригинальные жидкости или заменители, предусмотренные инструкцией. Обратим внимание на соответствие вязкости и класса по API.
  4. Меняем смазку в редукторах ПЛМ или колонках. Для этого откручиваем заливные и сливные пробки, ждём, пока сольются остатки старой «трансмиссионки». Заполняем редуктор через сливное отверстие с помощью насоса или шприца объёмом 150 мл.
  5. Снимаем и осматриваем гребные винты. На валы наносим консистентную смазку. Обратим внимание на отсутствие остатков лески или сетей около сальника ГВ.
  6. Шприцуем узлы подвески, гидроподъёма и рулевого механизма, смазываем рулевые тяги.
  7. Выкручиваем и осматриваем свечи. Распыляем в цилиндры консервант. За неимение оного вводим по 5 «кубиков» моторного масла.
  8. Проверяем наконечники тяг газа и реверса на отсутствие трещин и люфтов.
  9. Осматриваем ремни ГРМ, при необходимости производим замену.
  10. Обслуживаем вспомогательный мотор — «докатку».
  11. Изучаем протекторы, при значительном коррозионном повреждении к весне заказываем новые.
  12. Добавляем в баки стабилизатор топлива, сливаем воду из отстойников и устанавливаем новые топливные фильтры.
  13. По регламенту обновляем жидкость в гидроподъёмниках, приводах транцевых плит и рулевом управлении.

Обслуживаем вспомогательные системы

обслуживаем вспомогательные системы катера

От исправности дополнительного оборудования зависит комфорт пребывания на судне — регламентные работы не откладываем на следующий год.

  • Проверяем подруливающие устройства, якорные лебёдки и шпили (брашпили), чистим ящик якорной цепи.
  • Снимем и продуем, начиная от указателя скорости, манометрический лаг, чтобы исключить наличие воды в трубках.
  • Проверяем крепеж леерного ограждения, свим-платформы и трапа, гайки рулевых тяг.
  • Очищаем садки (аквариумы) для рыбы.
  • Осматриваем тенты — зимой работа по восстановлению изношенных элементов («мягкое стекло», люверсы, молнии) обойдётся дешевле.
  • Продуваем и смазываем рыболовное оборудование — катушки, даунриггеры.
  • Отмываем тендер («тузик») — остатки рыбного запаха привлекут мышей.

Наводим чистоту в салоне

Наводим чистоту в салоне яхты

Чтобы весной было приятно ступить на сверкающую палубу и с комфортом отдохнуть в чистой рубке, позаботимся о наведении порядка заблаговременно.

  • Проводим уборку внутренних помещений – кают, палубы, галюна и камбуза. Не забудем про холодильник.
  • Пылесосим ковровые покрытия и подволок, сушим и пропитываем тиковый настил палубы, обрабатываем обивку салона кондиционером для кожи.
  • Сливаем воду из питьевого танка, осушаем и заполняем незамерзающей жидкостью гальюн.

Использовать бытовой и автомобильный антифриз для питьевых ёмкостей запрещается — гликолевые жидкости токсичны!

Обслуживаем электрооборудование

обслуживаем электрооборудование катера

От исправности электрики зависит безопасность плавания. Чтобы отказ не произошел в самый неподходящий момент, в спокойной обстановке проведём ревизию проводки и электроники.

  • Проверим электрические соединения на предмет окисления, исправность ходовых и стояночных огней, трюмных помп, а также их поплавков.
  • Диагностируем работу световых и звуковых сигнализаторов перегрева и низкого давления масла.
  • Желательно демонтировать мониторы картплоттеров (эхолотов, навигаторов) и радара во избежание кражи.
  • Заменим перегоревшие предохранители и лампы.
  • Отключим и зарядим аккумуляторы, очистим клеммы и покроем их защитной смазкой.
  • Убедимся в отсутствии потертостей жгутов в местах прохода через переборки.

Уход за корпусом

уход за корпусом катера

Пока обросшее днище и борта не высохли, тщательно убираем налёт ниже ватерлинии. Пластиковый корпус осматриваем на предмет осмоса, металлический — на отсутствие трещин сварки, деформаций, коррозии. Особое внимание уделяем килю и килевой накладке. Проводим ремонт сколов, восстанавливаем необрастающее покрытие.

После завершения процедур тщательно высушиваем лодку. Полируем борта и палубу, наносим защитное восковое покрытие. Перед постановкой на зимнее хранение откроем сливные шпигаты, чтобы слить остатки подсланевых вод.

Готовим к хранению водные аттракционы

Летом они доставляют немало радости судовладельцам и гостям. Чтобы не тратиться к следующей весне на покупку новых «ватрушек» и «бананов» взамен покрытых плесенью, вымоем баллоны, постираем матерчатые чехлы. Проверим целостность буксировочных фалов, креплений водных лыж и вейков. Убедимся, что тесьма «бублика — плюшки» надёжно вшита и нитки не торчат наружу.

Все предметы тщательно сушим и убираем на хранение в недоступное для грызунов место.

Подготовка прицепа к зиме

Подшипники ступиц нуждаются в ежегодном осмотре на предмет отсутствия коррозии и люфтов. Пополните смазку, даже если трейлер не выезжал за пределы яхт-клуба.

  • Осмотрите ложементы. Потерявшие подвижность или изношенные ролики замените новыми.
  • Проверьте тормоз наката — исправность исполнительных механизмов и толщину тормозных колодок.
  • Люфт в тягово-сцепном устройстве недопустим. При износе головки ТСУ устанавливаем новую.
  • Замерьте давление в шинах, убедитесь в отсутствии износа протектора и трещин на боковинах покрышек. Визуально оцените ровность обода.
  • Разъёмы проводки очистите от окислов и обработайте водовытесняющим составом.
  • Замените перегоревшие лампы.
  • Страховочные стропы не должны иметь повреждений корда и храповых механизмов.
  • Подкрасьте очаги коррозии на раме.

Противоугонные мероприятия

Увы, число краж водномоторного имущества неуклонно растёт, а процент раскрываемости крайне низок. Чтобы ваше имущество внезапно не сменило владельца, позаботьтесь о его сохранности.

  • Заключите (и внимательно прочитайте) письменный договор со стоянкой, возьмите кассовый чек.
  • Застрахуйте катер и прицеп на период хранения.
  • Демонтируйте всё легкосъёмное оборудование.
  • Установите GPS/GSM сигнализацию.
  • Заблокируйте цепями с замками колёса трейлера.
  • Закройте головку тягово-сцепного устройства на замок, защёлкнув внутрь шар по диаметру фаркопа. Этим вы осложните несанкционированную буксировку комплекта.
  • Оставьте охране свои контактные данные, заранее узнайте телефон участкового инспектора.

Сделайте фотографии лодки на стоянке с привязкой к стационарным точкам – строениям, мачтам освещения, природным объектам.

Зимнее хранение

Зимнее хранение катера

Идеальное место для зимовки — тёплый эллинг. При его отсутствии укройте катер дополнительным тентом, исключающим провисание под весом снега. Выставьте раму трейлера на надёжные подпорки так, чтобы обеспечить наклон назад.

Нет прицепа — подготовьте кильблок с таким расчетом, чтобы судно стояло с небольшим дифферентом на корму. Вкупе с открытыми сливными шпигатами это даст возможность стекать конденсату и воде, неизбежно попадающей под тент.

Упаковка в термоплёнку — отличная альтернатива ПВХ-баннеру. При выборе этой услуги обратите внимание на установку вентиляционных клапанов и «входа» на случай, если вам что-то понадобится в лодке.

Посвятив два выходных уходу за лодкой, вы приобретёте уверенность в том, что на следующий год техника вас не подведёт и будет готова к новым интересным походам.

Удачи на воде и скорейшего завершения межсезонья!

Добавить комментарий